Мраморный дворец

В первой четверти XYIII века на берегу Невы находился Почтовый двор с пристанью для двух так называемых “почтовых фрегатов”, совершавших регулярные рейсы между Петербургом и Москвой. В 1730-х годах Почтовый двор переехал к Исаакиевской площади, здание и пристань уничтожили, а территорию присоединили к Царицыну лугу. В 1768-1785 годах на этом месте по проекту Антонио Ринальди возводится дворец. Для облицовки его фасада было использовано 32 сорта специально подобранного мрамора, что дало основание для его названия - “Мраморный дом”, а затем и официального: “Мраморный дворец”. Фасады этого строгого здания выполнены в духе архитектуры раннего классицизма. Они декорированы коринфскими пилястрами из розоватого тивдийского мрамора, объединяющими второй и третий этажи. Мрамор пилястр оттеняет розовато-серый выборгский гранит высокого цокольного этажа. Из мрамора различных цветов сделаны фриз, аттик и подоконные филенки с гирляндами. Главный фасад дворца выходит в прежде открытый, а ныне замкнутый парадный двор. Вдоль его восточной границы некогда проходил Красный канал, соединяющий Неву с Мойкой. К нему и был обращен парадный фасад дворца, центр которого украшают трехчетвертные колонны портика, поддерживающие аттик с часовой башенкой. Две небольшие статуи, стоящие на аттике, исполнил скульптор Ф.И. Шубин. Как главный трактован и боковой фасад дворца, обращенный на Неву и перекликающийся с фасадом Зимнего дворца по высоте и ярусному построению.
В отделке интерьеров дворца А. Ринальди больше следовал традициям архитектуры барокко. Некоторые залы выглядели очень нарядно, были декорированы цветными мраморами. Однако из-за частой смены владельцев здания многие помещения неоднократно переделывались. В 1844-1851 годах архитектор А.П. Брюллов перестроил здание внутри, значительно изменил оформление многих помещений. Первоначальную отделку сохранили лишь парадная лестница и нижний ярус стен Мраморного зала с изящным орнаментом и скульптурными барельефами работы Ф.И. Шубина и М.И. Козловского.
Начиная с 1917 года Мраморный дворец поочередно занимали различные государственные и общественные организации, приведшие его интерьеры в плачевное состояние. Коллекции живописи и скульптуры, собранные во дворце, разошлись по различным учреждениям. Удалось спасти известное полотно Ф. Сурбарана “Распятие”, которое поступило в государственный Эрмитаж. После закрытия музея Ленина, размещавшегося в здании в 1937-1992 годах, началась работа по реставрации помещений, возвращению им первоначально облика. В парадном дворе, у входа во дворец, в 1994 году был установлен памятник императору Александру III работы скульптора П.П. Трубецкого, стоявший в начале века на Знаменской площади.
Мраморный дворец, или Дом Благодарности, Екатерина II построила одному из своих фаворитов Григорию Орлову в благодарность за участие в перевороте, приведшем ее на трон. И хотя Орлов в предназначенном для него дворце ни одного дня не жил, в городском фольклоре он остался героем, в покои которого тайно являлась высокородная любовница, для чего якобы в Мраморном дворце со стороны Мраморного переулка по приказу Екатерины была сделана специальная потайная дверь.
В вестибюле Мраморного дворца, над главной лестницей, находится барельефный портрет Антонио Ринальди, который, по преданию выполнил один из самых замечательных скульпторов того времени Ф.И. Шубин, который работал с Ринальди над созданием дворца.
У Мраморного дворца есть еще одно имя - “Константиновский” По иронии судьбы в нем на протяжении ста лет, с начала XIX века по 1915 год, жили три великих князя: Константин Павлович, Константин Николаевич и Константин Константинович. Последний - президент Академии наук, известный поэт, печатавшийся под псевдонимом “К.Р.”


Назад
Hosted by uCoz