Крейсер Аворора

 

Крейсер “Аврора” - детище питерских рабочих. 24 мая (11 мая по старому стилю) 1900 года он был торжественно спущен на воду на судостроительной верфи “Новое Адмиралтейство”. Корабль получил имя “Аврора” в память об одноименном парусном фрегате, который героически сражался во время Восточной войны в 1854 году. Возглавлял строительство корабля видный в то время инженер К.М. Токаревский. В 1903 году крейсер вошел в состав русского военно-морского флота. Для своего времени это был мощный, быстроходный корабль, оснащенный военной техникой последних достижений. Когда в январе 1904 года вспыхнула русско-японская война, “Аврору” включили в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры, которая была сформирована на Балтике. В Цусимском сражении крейсер получил значительные повреждения и после ремонта стал учебным судном. С началом первой мировой войны “Аврора” несла боевой дозор в Финском заливе, а в ноябре 1916 года был отправлен на ремонт в Петроград.
Когда в феврале 1917 года в столице начались волнения на заводах и фабриках, командир корабля запретил увольнения матросов на берег. Но это не смогло предотвратить выступление авроровцев. Когда в конце февраля в корабельный карцер были посажены трое рабочих-агитаторов, пытавшихся пройти на корабль, возмущение охватило всю команду. Матросы, сняв караул, освободили рабочих, при этом командир корабля и старший офицер открыли по матросам огонь из револьверов и смертельно ранили одного из них. Матросы, поддерживаемые с берега рабочими, захватили корабль. Авроровцы первыми на Балтике подняли красный флаг и избрали судовой комитет. В октябре 1917 года капитальный ремонт был закончен и Временное правительство попыталось немедленно убрать из столицы революционный корабль и отдало приказ вывести крейсер в море для опробования машин и механизмов. Судовой комитет корабля не стал подчиняться этому приказу.
6 ноября (24 октября по старому стилю) 1917 года комиссар “Авроры получил предписание Военно-революционного комитета всеми имеющимися средствами восстановить движение по Николаевскому мосту (ныне мост Лейтенанта Шмидта). Николаевский и Дворцовый мосты были захвачены и разведены юнкерами по приказу Временного правительства, в результате чего Васильевский остров был изолирован от левобережной части города, где должны были произойти решающие события. “Аврора” подошла к Николаевскому мосту и в ночь на 7 ноября стала на якорь вблизи от него. Судовые механики поднялись на мост и сомкнули его разведенные части. К утру в городе революционными силами были захвачены все ключевые объекты. В руках Временного правительства оставался Зимний дворец. На “Аврору поступило распоряжение ВРК - в случае, если Временное правительство откажется сдаваться без боя, в 9 часов вечера по сигналу с Петропавловской крепости произвести холостой выстрел в сторону Зимнего дворца. Сигнал был дан в 9часов 45 минут, яркая вспышка озарила Неву и начался штурм Зимнего.
С 1918 года крейсер находился в резерве военно-морского флота, ее орудия были сняты и переведены на вооружение Волжской флотилии. Только в середине 1920 года крейсер вновь был вооружен. На нем установили новые орудия и он вошел в состав действующей флотилии. В 1940 году “Аврора” ошвартовалась в Ораниенбауме, где и простояла в течение всей Великой Отечественной войны. В августе 1944 года было принято решение установить крейсер “Аврора” навечно у Петроградской набережной Большой Невки, напротив здания Нахимовского училища и 17 ноября 1948 года “Аврора” бросила якорь на место вечной стоянки. В 1956 году на корабле был открыт филиал Центрального Военно-морского музея.
Фольклором однажды и навсегда осознан перманентный характер влияния исторического выстрела “Авроры” на судьбы людей: “Какой самый мощный корабль в мире?” - “Аврора”- “Почему?” - “Восемьдесят лет назад произвел всего один холостой выстрел и до сих пор все рушится”. При этом каждое новое поколение корректирует количество лет, отделяющих его от того исторического выстрела, а анекдот все никак не теряет своей актуальности.
Сохранилась легенда, будто бы в тот темный октябрьский вечер на крейсер в сопровождении отряда красных моряков “взошла женщина невероятной, нечеловеческой красоты, огромного роста, с косами вокруг головы. Лицо бледное, ни кровинки. Словно ожившая статуя”. Говорили, что это была знаменитая революционерка Лариса Рейснер. Она-де и распорядилась дать залп из корабельной пушки. Моряки крейсера переглянулись: женщина на корабле - плохая примета. Но команде подчинились и выстрел произвели.
После того, как “Аврора” стала памятником, родилась легенда о подмене ее однотипным крейсером “Диана”, построенном одновременно с “Авророй”. Судьба “Дианы” сложилась менее благополучно, чем “Авроры”. В 1922 году ее продали для разрезки на металлолом в Германию. Однако, если верить легенде, дело обстояло совсем иначе. Будто бы в свое время выяснилось, что корпус и механизмы “Дианы” находились в лучшем техническом состоянии, чем на “Авроре”, и поскольку легендарная и героическая судьба “Авроры” к тому времени была определена, то и решили подменить один корабль другим.
В 1984 году “Аврора” покинула место своей стоянки и была отбуксована на судостроительный завод имени А.А. Жданова для капитального ремонта. На крейсере заменили почти все механизмы и многие детали корпуса. В средствах массовой информации всерьез обсуждали вопрос, что получится в результате такого ремонта - крейсер революции или его двойник, новодел, не представляющий никакой исторической ценности. Отсутствовала “Аврора” на Неве сравнительно недолго, а когда вновь стала на “вечную стоянку”, то разговоры постепенно затихли. Забыли и то, что какое-то время “Авроры” на Неве просто не было. Зато в Ленинграде снова родилась легенда о подмене. На этот раз заговорили о том, что во время ремонта подлинного крейсера на Неве стояла его точная копия, сработанная из дерева и картона. Разве может город трех революций остаться без своего символа даже на короткое время!.
В 1970-х годах, когда эмиграция из страны достигла своего апогея, заговорили о ее последствиях. Революционный крейсер оказался весьма подходящим материалом для конструирования остроумных каламбуров типа: “Если эмиграция пойдет такими темпами, в стране после Олимпиады останется два еврея: в Ленинграде Аврора Крейсер и в Москве- Мишка Талисман”
Стремительно меняющееся время внесло серьезные коррективы в характер фольклора от “Авроры”. Оценка ее значения в отечественной истории привела к известной осторожности в отношении к этой революционной реликвии:
“Туристы осматривают крейсер “Аврора”.
А почему у этой пушки стоит часовой?
Чтобы кому-нибудь снова не пришло в голову выстрелить”.


Назад
Hosted by uCoz