Ансамбль Дворцовой площади
В 1819 году Карлу Росси поручили сначала составить проект
застройки площади против Зимнего дворца, а затем и руководить здесь всеми
работами. В помощь ему определили архитекторов Руска, Ткачева, каменных дел
мастера Доменико Адамани, а позже - архитекторов Гальберга, Колпачникова,
Павлова. К этому времени участок против Зимнего дворца был застроен домами,
созданными по проектам Фельтена для придворных вельмож. Эти дома много раз
перепродавались или переходили в фамильное наследство, пока Александр I в
1811 году не распорядился строить здесь здание Генерального штаба. Тогда эти
дома и еще несколько зданий стоявших рядов были постепенно выкуплены казной.
Часть домов Росси сломал, а те, которые композиционно подчинялись его замыслу,
в частности дома, построенные Фельтеном, включил в свое новое сооружение,
не тронув их богатую внутреннюю отделку.
Сооружение здания Генерального (позже - Главного) штаба было завершено к 1823
году. Еще через год Росси отстроил вчерне корпус министерств иностранных дел
и финансов, выходивший на Дворцовую площадь, набережную Мойки и Большую Морскую
улицу. Оба эти огромные сооружения Росси объединил двумя триумфальными арками,
одна из которых оформляет выезд на площадь, а другая завершает перспективу
Большой Морской улицы со стороны Невского проспекта. Со стороны Зимнего дворца
над аркой установлена фигура Славы в большой колеснице, запряженной шестеркой
коней, крайних из которых держат под уздцы воины. Квадрига коней разделена
надвое - по три коня в шеренге. Таким образом, в центре группы образуется
пространство, через которое хорошо видна колесница триумфатора. Высота арки
без скульптуры - около 28 метров, высота скульптурной группы - 10 метров,
ширина арки - 17 метров. Арка украшена фигурами воинов, летящими фигурами
гениев Славы, скульптурными композициями из воинских доспехов. По желанию
Росси все эти украшения исполнили профессора Академии художеств Н.С. Пименов
и В.И. Демут-Малиновский. В 1829 году все строительные леса были сняты и перед
Зимним дворцом в полном величии и блеске встало новое, поистине грандиозное
сооружение. Оно имело самый длинный в мире фасад - 580 метров и занимало всю
южную сторону Дворцовой площади.
К 1830 году Дворцовая площадь была обрамлена великолепными сооружениями -
Зимним дворцом, Адмиралтейством и Главным штабом. Вне гармонической связи
с этим ансамблем с восточной стороны площади стояло здание Экзерциргауза,
где обучались солдаты. Его решили снести и в 1827 году был объявлен конкурс
на застройку освобождаемого места. После долгих споров предпочтение было отдано
проекту архитектора Александра Брюллова на строительство штаба Гвардейского
корпуса. В 1837 году было начато строительство, которое закончилось в 1848
году. Здание, само по себе весьма примечательное, оказалось самым скромным
из всех построек, выходящих на Дворцовую площадь, поэтому не отвлекало от
основных шедевров зодчества, а служило как бы связующим звеном между ними.
Завершающим штрихом ансамбля Дворцовой площади явилось сооружение Александровской
колонны.
Центр Петербурга в сороковых годах XYIII века переместился на левый берег
Невы к Адмиралтейству. С этого времени многие общественно-политические события
разыгрывались здесь, в центре столицы, прежде на “Лугу, перед Зимним дворцом”,
а потом - на Дворцовой площади. В разные времена тут устраивались парады и
смотры войск. В январе 1740 году проходила церемониальным маршем императорская
гвардия - победители в турецкой войне. Войска следовали по Невской першпективе
мимо Зимнего дворца с музыкой и развевающимися знаменами. У офицеров на шлемах
были лавровые ветви, у солдат - пучки дубовых листьев и еловые ветви. Для
знати был устроен во дворце маскарад, а “народу выставлены жареные быки при
фонтанах белого и красного вина”. В ту же зиму произошло еще одно событие
- постройка близ дворца Ледяного дома, в котором был разыгран “этнографический
маскарад всех живущих в России инородцев”. Событие это было связано с заговором
группы кабинет-министра двора Волынского, боровшейся против иностранного засилья
в управлении страной - бироновщиной. Чтобы добиться большего расположения
императрицы Анны Иоанновны, падкой на всяческие увеселения, Волынский принял
деятельное участие в устройстве придворной забавы. В февральскую стужу между
Адмиралтейством и Зимним дворцом по проекту архитектора Еропкина, также состоящем
в заговоре, соорудили из ледяных глыб “курьезное здание, длиной в 52 фута”
с комнатами, мебелью, скульптурой и даже пушками - изо льда. Губернаторам
предписывалось, чтобы для участия в маскараде “инородцев отбирать попарно,
и перед отправкой их в Петербург убрать их в наилучшее платье со всеми уборами
по их обыкновению, чтоб в мужском поле были луки и прочее их оружие и музыка,
какая у них употребляется”.
Во время правления Екатерины II летом 1766 года на Дворцовой площади были
даны две так называемые “карусели” - грандиозные маскарады, в которых участвовала
вся знать Петербурга.
Когда строительство арки завершилось, Николай I, согласно легенде, будто
бы сказал архитектору: “Иностранные специалисты думают, что арка должна упасть”.
Росси поднялся на арку и сказал императору: “Если она упадет, я готов упасть
вместе с нею”.
Еще одно предание рассказывает, как однажды было обнаружено, что у лошадей
на арке Главного штаба пропали хвосты. О том, что “хвосты или части хвостов
оказались не из бронзы, а жестяными”, даже писали во всех петербургских газетах
того времени, на что не поступило ни одного официального опровержения. В столице
поговаривали, что хвосты просто украли.